Италия

СИЦИЛИЯ. ПО СЛЕДАМ «КРЕСТНОГО ОТЦА»

Провинциальный городок – Корлеоне на северо-западе Сицилии стал известен во всём мире благодаря экранизации романа Марио Пьюзо «Крестный отец». Фамилию Корлеоне получил главный герой киноленты – юный Вито Дженовезе и будущий Дон Корлеоне, от американского иммиграционного чиновника в нью-йоркском порту.

В 70-х годах прошлого века местные власти запретили американскому кинорежиссеру Френсису Форду Копполе снимать в самом Корлеоне . Возможно, потому что, для Сицилии тема мафии крайне чувствительна, болезненна и далеко не преодолена и в наши дни. Во всяком случае, никому там не придет в голову открыть сеть ресторанов и назвать их «MAFIA», потому что, владелец такой сети, вряд – ли дожил бы до следующего утра. Что ж вся слава от съемок гангстерской саги досталась другим сицилийским селеньям.

Великий кинорежиссер проделал за нас огромный кусок работы. Он разыскал, самые живописные и колоритные горные деревни, которые сразу же, после выхода в свет первой части трилогии стали «каноническими» образами Сицилийской глубинки для всего мира.

Коричневые указатели вдоль дороги величают эту деревню не иначе, как Art village, и в этом нет преувеличения. В самой известной деревне Сицилии – Савоке установлено подобие памятника Ф.Ф. Копполе — зеркальный профиль человека с кинокамерой в руках и фамилией режиссера.

И кинорежиссер, и автор романа – Марио Пьюзо давно заслуживают большего, их вклад в «раскрутку» исторической прародины – бесспорен. Именно два этих итало — американца нанесли остров на туристическую карту мира. Хотя памятник обоим, издали напоминал бы памятник Марксу и Энгельсу. Оба фактурные, да с бородами.

Съемки одного из эпизодов первой части «Крестного отца» проходили в деревенском баре Савоки. Почти пятьдесят прошло со времени съемок, а никому в голову не придет в голову назвать местный бар не иначе как бар Вителли, по фамилии выдуманного персонажа. Вот она — великая сила искусства!

В тени разросшегося винограда, слева от входа, вплотную к стене стоит, пожалуй, один из самых знаменитых столиков мирового кинематографа. За ним Майкл Корлеоне, который скрывается на Сицилии и двое его охранников, коротают время за бутылкой вина. Здесь же Майкл знакомится с владельцем бара г-м Вителли, отцом Апполонии своим будущим тестем.

Внутри бара — желтые лимоны на столе, нехитрая деревенская утварь на ступенях и стенах, которую хозяева повытаскивали из своих подвалов. Они должны придать атмосферу подлинности и подчеркнуть самобытный уклад неспешной сицилийской глубинки. В другой комнате можно примерить «копполу», так называется (традиционная сицилийская кепка черного цвета), взять бутафорское ружье — обрез в руки и почувствовать героем фильма, наверное. Отождествление работает, задевает что-то глубинное, «чиркает» по самому дну подсознания.

От бара Вителли начинается дорога, ведущая к храму. Куда еще может вести дорога в набожной сицилийской деревне? Силуэт местной церкви XVI века – ещё одно «культовое» место в Савоке. На ступенях базилики снималось несколько эпизодов из сцены венчания Майкла и Аполлонии.

От Савоки до Форца д-Агрò – второго обязательного пункта программы тура по местам съемок «Крестного отца» — всего лишь 12 км. Сам городок — настоящее «орлиное гнездо» на вершине скалы с коричневыми подсказками – стрелками, что сходятся на местной церкви Богоматери. Её фасад и ступеньки – главные кинематографические достопримечательности, где снимались сцены уже из «Крестного отца 2». Поклонники трилогии легко идентифицируют два этих отдельных эпизода.

В пиццерии на площади возле фонтана местные cannoli ( вафельные трубочки с кремом) – вкусны настолько, что ими не грех отравиться, как заметил Петр Вайль. «Брось пистолет. Возьми канноли» — как говаривал один из персонажей кинофильма.

Третье место съемок – поселок Мота Камастра. В первой части фильма– это город – дублер Корлеоне. На городок указывает рукой один их охранников Майкла со словами : — «Смотри Майкл, это Корлеоне. Твой родной город». И на экране мелькает общий, панорамный план города на отвесной скале.

По правде говоря, поездку в этот город стоит совершить, если вы являетесь фанатичным исследователем сицилийского быта и традиций. Время здесь течет столь медленно, что, кажется, будто его можно пощупать руками. Древние традиции здесь чтут; так что всё на месте и мало что изменилось.. Но мы не этнографы и не собиратели фольклора, мы лишь поклонники трилогии.

Воскресенье. Звон колоколов. Горожане в черном, идут на службу по узким мощенным улочкам городка…И все на нас оглядываются. Система свой – чужой работает как в XIX веке. Чувствуется, что город, расположенный вдалеке от туристических маршрутов, явно не избалован туристами. Такой образ у нас остался в памяти, после недолгой прогулки по центральной улице городка. За полчаса мы почувствовали себя здесь чужими, захотелось поскорее убраться…

Для полного погружения в атмосферу «Крестного отца» запишите и возьмите с собой великий саунд- трек Нино Рота к первой части трилогии. В Сицилии, музыка воздействует особым образом: она  минует мозг, попадая прямо в сердце. А главный местный сувенир — «канонизированный» профиль Брандо на всём, на что его можно нанести. Увы, в 99% случаев – просто китч.

Опубликовано в журнале «Новое время» №23, 2017

Рубрики: Италия, Статья

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTML метки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>